Вагон шлаковоз

Памятник Вагону шлаковозу установлен в Туле, в промзоне, на улице Пржевальского со стороны "парадного" подъезда к территории ОАО "Тулачермет".

Проехать к памятнику можно на городском автобусе №13 или №24 (остановка "ОАО Полема").

Необходимо учесть, что эти автобусы иногда не доезжают до "Завода", а разворачиваются на промежуточных конечных.

Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.

Памятных табличек - нет.

Вагон использовался в производственном цикле для вывоза шлака от доменных печей к отвалу.

Произведён вагон на нижегородском заводе "Красное Сормово", о чём можно узнать взглянув на буксы колёсных пар.

Летом 1932 г. «Красное Сормово» получило новый заказ - освоить для нашей чёрной металлургии производство прокатных станов /630 и 450 мм/ и первых в СССР сварных шлаковозов, чугуновозов, тележек и вагонеток для изложниц.

(источник)

01.


все фото кликабельны до 3648х2736

Установлен шлаковоз, как элемент оформления подъезда к заводу со стороны Новомосковского шоссе.

02.




Шлаковоз (англ. slag-pot carriage) — устройство, предназначенное для приема выпускаемого из доменной печи жидкого шлака и транспортирования его к местам переработки, в отвал или грануляционную установку.

Шлаковоз состоит из следующих основных узлов:
— чаши
— опорного кольца
— механизма опрокидывания чаши
— рамы с автосцепками
— ходовой части
— электрооборудования.

(источник)

03.





Чаша представляет собой круглую (со сферическим дном) отливку из углеродистой стали, предназначенную для приема выпускаемого из доменной печи жидкого шлака и транспортировки его к месту переработки или в отвал. Четыре углубления на лапах чаши образуют замок с четырьмя выступами опорного кольца, обеспечивая тем фиксацию чаши и опорного кольца. В нижней части чаши расположены четыре опорные площадки для замков, при помощи которых чаша закрепляется в опорном кольце. Опорное кольцо, предназначенное для крепления на нем чаши, представляет собой стальную отливку, в стенках которой имеются сквозные овальные отверстия, улучшающие условия охлаждения чаши.

Механизм опрокидывания чаши состоит из электродвигателя, самотормозящей муфты, редуктора и системы зубчатых передач. Выходная вал-шестерня редуктора входит в зацепление с зубчатым сектором.

Шлаковозы бывают двух видов
— самоходные
— несамоходные

Передвижение несамоходного шлаковоза по железнодорожным путям осуществляется с помощью локомотива.

Шлаковозы самоходные предназначены для транспортирования одного или двух ковшей из-под конвертера в пролет передачи ковшей, подачи порожних ковшей под конвертер, а также очистки пути и плит под конвертером.

Вместимость наиболее распространенных ковшей для шлаковозов составляет 11 куб.м и 16 куб.м

(там же)

04.




Вблизи вагон выглядит массивнее, чем на фотографии.

05.




Чаша, рама, коромысла - всё сделано с явно видным запасом прочности.

06.




У вагона нет тормозов.

Я так понимаю, что это связано с очень высокой температурой груза, опасной для шлангов, и допустимостью медленного перемещения вагонов от печей до отвалов.

07.




Механизмы вагона выглядят исправными.

08.




Красные рычаги приводят в движение элементы сцепных устройств.

09.




Интересным способом реализован дренаж чаши вагона от дождя и снега.

10.




Любопытно, что четверть чаши невидимая с дороги недокрашена :)

11.





Ссылки:
Wikimapia
Точка на Yandex
KMZ-файл


Координаты:
54° 9'7.40"С
37°42'40.68"В