myauu (myauu) wrote,
myauu
myauu

Categories:

71. Грузовой автомобиль ЗИС-5 (Брянск)

Автомобиль УралЗИС-5В является частью мемориала посвящённого воинам-водителям, погибшим во время Великой Отечественной войны.
В тот же комплекс входит ещё один грузовик-памятник - ГАЗ-ММ.
Мемориал расположен на Карачевском шоссе - восточном въезде в Брянск со стороны автодороги М3.
Рядом расположены автобусная остановка "Осиновая горка" и бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 16 июня 2015 года.

01.



02. У подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера.
Он стоит на подножке автомобиля.
Правая рука воина лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу.
Это первый сооруженный в Советском Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны.

Открыт мемориал 12 сентября 1968 года, накануне двадцать пятой годовщины освобождения области от немецко-фашистских захватчиков.
Авторы памятника — скульптор Г. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя.
Памятник сооружен на средства брянских автотранспортных организаций и дорожных предприятий.
Спустя несколько лет он был реконструирован.
Сохранив прежний вид, памятник одели в гранит.
(wikipedia)


03. На этом месте в 1943 году была сформирована 18-я автомобильная бригада.
Боевой путь воинской части изображён на табличке у Вечного огня.


04. А на противоположной стороне дороги на постамент встали грузовые машины военных лет - трёхтонка ЗИС-5 и полуторка ГАЗ-ММ.
Большой плакат при подъезде к мемориалу призывает проезжающих почтить память погибших воинов-водителей.
Длинными громкими сигналами большинство проезжающих мимо машин отдают дань памяти погибшим водителям.


05. Слева от стеллы мемориала находится памятный крест, а позади большое стилизованное рулевое колесо.


06. Установленный на постаменте автомобиль это ЗИС-5В произведённый на заволе УралЗИС (сейчас УралАЗ).


07. Из истории завода УралАЗ:
15 октября 1941 года: над Москвой нависли черные тучи, идет мокрый снег, на улицах видны машины, стоящие под погрузкой около магазинов и складов и направляющиеся затем к Заставе Ильича.
В учреждениях и конторах уничтожаются документы.
На следующий день принято решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС).
А еще через три дня первая колонна заводских грузовиков и автобусов со станками и оборудованием, замаскированными фарами, едва освещавшими мокрый грязный снег, тронулась из Симоновской Слободы на Волгу, в Ульяновск.


08. 30 ноября 1941 года поступает указание Комитета государственной обороны: рабочих литейных цехов, цеха "мотор", штамповочно-механического и других, связанных с производством двигателей, срочно перебазировать из Ульяновска на Урал, в городок Миасс.
Командированные туда рабочие с семьями вновь погрузились в теплушки.
В Ульяновске остались цеха "шасси", на базе которых и должен был разворачиваться новый завод.
Помимо сборки автомобилей, в Ульяновске должны были выпускать боеприпасы и газогенераторные установки ЗИС-21.


09. В Миассе еще в 1939 году начали строительство военного завода N 316.
Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с "колес", под открытым небом шел монтаж оборудования и к середине лета уже были подготовлены строительная площадка и рабочий поселок.
Трудности со снабжением вынуждали строить многие цеха этого завода из дерева.
Моторное производство как раз планировалось организовать на этой строительной площадке, к которой еще до начала войны успели проложить железнодорожную ветку.


10. Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а в апреле собрана первая промышленная партия.
Изначально предполагалось, что завод будет заниматься производством двигателей, коробок передач и задних мостов для Москвы и Ульяновска, поставлять литье на Шадринский филиал "ЗИСа".
Но страна остро нуждалась в автомобилях, и Государственный комитет обороны 14 февраля 1943 года принимает новое решение - целиком перевести из Ульяновска в Миасс производство грузовых автомобилей.


11. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей.
Первая трехтонка ЗИС-5В сошла с конвейера уже 8 июля 1944 года, 20 июля на фронт отправили партию машин.
30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок.
Через год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей.
То есть, производилось 18-20 новых автомобилей каждый день, включая выходные.


12. В условиях военного времени конструкцию базового ЗИС-5 пришлось максимально упростить: кабина делалась из дерева, передние крылья не штамповали, а гнули (что позволяло использовать любую сталь, даже не пригодную для вытяжки), тормоза на передних колесах отсутствовали, грузовая платформа имела только один - задний - откидной борт.
Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.


13. Машина на этом постаменте не на ходу.
У неё есть фрагменты двигателя, но полностью отсутствует коробка передач.


14. Карданный выл погнут и прикручен к раме проволокой.


15. Тормозные тяги отсутствуют.


16. Шина 240-508Р (8.25-20Р), модель К-37А.
Аналогичные устанавливались на грузовики ГАЗ, автобусы ЛАЗ и автомобили САЗ.


17. Металлическая кабина это признак послевоенного выпуска, либо замены при капитальном ремонте.
Как и вторая фара.
Как и боковые откидные борта.
На военном выпуске кабина была деревянная, фара только одна, а открывался только задний борт.


18. Над радиатором логотип УралзиС.
Похожий автомобиль стоит в Туле в посёлке Скуратово (но у него круглые крылья).
Оригинальный логотип ЗиС можно увидеть на Тульской "Катюше" на автомобиле в Каменске-Шахтинском.


19. Символизм номера "72-00 БА" я постичь не смог.
Впрочем, он такой был с самого начала (спасибо avp23649 за фото).



Координаты:
53°11'52.11"С
34°31'45.25"В




Tags: Брянск, М3, авто, военная техника, мемориал, памятники
Subscribe

Posts from This Journal “М3” Tag

  • Grand Voyage 2012

    Это пост из будущего. Первоначально в этот момент я опубликовал данный текст на сайте Антона Дыбова. Но в октябре 2020 года не смог достучаться до…

  • Ан-2 (Брянск)

    Самолёт Ан-2 находится в экспозиции музея Партизанская поляна близ города Брянск ( про монументы, про выставку техники). Первый раз я заглянул на…

  • Пушка МЛ-20 (Наро-Фоминск)

    152-мм гаубица-пушка образца 1937 года установлена у автодороги М3 "Украина" рядом с Наро-Фоминском. Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ…

promo myauu november 2, 2016 22:37 13
Buy for 100 tokens
Вопрос: Зачем я это делаю? Мне нравится путешествовать. Мне интересно посмотреть на города изнутри, разные улицы и районы. Проехать по ним на машине или общественном транспорте. Для этого можно просто проложить маршрут на карте в надежде, что попадётся что-то интересное. А можно выбрать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments