myauu (myauu) wrote,
myauu
myauu

Categories:

Пушка А-19 (Тула)

122-мм пушка обр.1931 года (А-19) установлена на платформе железнодорожной станции Тула-1 и входит в мемориальный комплекс бронепоезда "Тульский рабочий".
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 25 апреля 2015 года и 19 марта 2017 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. 122-мм корпусная пушка образца 1931 года (А-19, индекс ГАУ — 52-П-471) - советская пушка периода Второй мировой войны.
Это орудие было первой мощной артиллерийской системой, разработанной советской конструкторской школой.

Проектированием системы занималось несколько организаций.
Технический и эскизный проект разрабатывались КБ Артиллерийского комитета (1927-1929 г.г.).
Рабочие чертежи делали в 1929 году в Перми (завод №172).
Доработку, по итогам испытаний 1931-1932 года в НИАП (Научно-испытательный артиллерийский полигон, Ленинград), выполняли специалисты ВОАО (Всесоюзного орудийно-арсенального объединения).
После расформирования ВОАО работы были переданы в ГКБ-38 (Главное конструкторского бюро №38 завода №32 в подмосковной деревне Подлипки).
В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А - это индекс ГКБ-38).
В том же году заводом "Баррикады" была выпущена первая опытная серия в 3 пушки.




03. В различных источниках указывается, что пушка серийно выпускалась с 1935 по 1939 год, приняла активное участие в советско-финской и Великой Отечественной войне.
Так же, считается, что с 1939 года пушка была снята с серийного производства в связи с принятием на вооружение модифицированного варианта - 122-мм пушки образца 1931/37 годов, представлявшей собой наложение ствольной группы пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.
(wikipedia: А-19 обр.1931 г.)

Тем удивительнее то, что эта конкретная А-19 образца 1931 года была выпущена в 1940 году.




04. 122-мм корпусные пушки обр. 1931 г. изготавливались только на заводе "Баррикады", кроме опытных образцов 1930 года, изготовленных в Перми на заводе №172.
Орудия выпуска 1930 года имели ряд отличий от орудий последующих лет выпуска.
До 1937 года включительно в конструкцию орудия вносились существенные изменения, направленные на повышение технологичности орудия и устранение выявленных при эксплуатации недостатков.




05. В 1939 году выпуск орудия был прекращён в связи с принятием на вооружение новой, более совершенной модификации - 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.
Общее количество выпущенных орудий неизвестно, поскольку имеющаяся статистика выпуска не разделяет модификации пушки; приблизительно это количество можно оценить в 450—500 орудий.




06. Ствол орудия в "походном" положении.
Для уменьшения транспортного габарита ствол переводился в крайнее заднее положение.




07. Казённая часть.
Поршневой затвор.
На нём надписи.
Неразборчиво :(
Пришлось идти и переснимать спустя два года (фото 15 ниже по тексту).




08. В походном положении ствол фиксировался специальной тягой.




09. Противооткатные механизмы находятся в люльке под стволом.
Вертикальные столбики по бокам ствола - пружинные уравновешивающие механизмы.

Пушка А-19 образца 1931 года имела ряд недостатков связанных со своим лафетом (ограниченная подвижность, ручное выключение подрессоривания, низкая скорость подъёмного механизма, технологическая сложность производства).
Поэтому была проведена модернизация (А-19 обр. 1931/37) проекта с заменой лафета на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.




10. На табличке пушка обозначена, как А-19 образца 1931-1937 годов.




11. Рабочее место наводчика.
Оба маховика, и вертикальной, и горизонтальной, наводки находятся слева от казённой части.
В А-19 обр.1931/37 маховик вертикального наведения находился справа, а горизонтального - слева.

Именно это различие и навело меня на подозрение, что здесь стоит другая А-19.
Для того,чтобы развеять сомнения я переснял ключевые отличия в 2017 году.




12. С правой стороны никаких намёков на механизмы наведения.




13. Маховики приводов наведения.
Ближе - горизонтальный.
Дальше - вертикальный.
У вертикального отсоединён карданчик тяги.




14. Явные различия в нижней части люльки между этой А-19 и Новомосковской
Тяга привода вертикального наведения идёт к основанию стойки уравновешивающего механизма.
Именно плохая и медленная работа этого механизма привели к замене лафета обр.1931 на лафет от МЛ-20 в ходе модернизации А-19 до обр.1931/37.

Тяга привода горизонтального наведения идёт к большому цилиндру в центре станка.




15. На задней части затвора выходные данные орудия.
Окружность в треугольнике и снова в окружности - логотип-клеймо Сталинградского завода "Баррикады" №221 НКВ.
Надписи:
122 1931 02 10
ЗАТВОР N 928
1940 г.




16. Табличка с выходными данными лафета А-19.
Здесь логотип завода "Баррикады" виден чётче.
К сожалению дата и номер закрашены :(

194_ лафет №__
обр.1931




17. Сочленение неподвижной нижней и поворотной верней частей лафета.
Механизм поворота - вертикальный цилиндр в верхней части снимка.
Слева от него "шишечка" с шестигранником - привод со штоком идущим к маховику наводчика.

На переднем плане пластина сложной формы с шестью законтренными болтами.
Отверстие в ней совпадает со шлицом в нижней части лафета.
В это отверстие вставляется стопор нейтрального положения (нулевой угол наведения по горизонтали).
Фиксация нужна, чтобы орудие не болталось влево-вправо при транспортировке.




18. Рессорная подвеска позволяла буксировать пушки по шоссе со скоростями до 20 км/ч.




19. Станины.
Клёпанные.
По периметру ручки для подъёма/опускания/поворота.
Между станинами круглое седло для шкворня колёсного передка - специальной одноосной тележки присоединяемой при транспортировке орудия.
После присоединения передка пушка превращалась в четырёхколёсный прицеп с поворотной передней осью.




20. Станины стягивались винтовым соединением.
К этому же узлу присоединена тяга крепления ствола по-походному.




21. На каждой станине по два Т-образных отверстия для забивных сошников (упоров станин орудия об землю для предотвращения откатывания пушки после выстрела).




22. 44 нареза крутизной в 25 калибров (длина нарезной части ствола - 4604 мм, общая длина ствола - 5650 мм/43,6 калибров)




23. Артиллерийское колесо.
Двойная ошиновка (сдвоенные колёса).
Это колёса от поздних версий А-19 обр.1931/37.
Оригинальные колёса были металлическими, спицованными (10 спиц) с грузошиной (резиновый бандаж).




24. Размер колеса - 1250х200.
Наполнитель - губчатый каучук.






Координаты:
54°12'4.67"С
37°34'47.88"В




Tags: +Л.О., Тула, артиллерия, военная техника, жд, памятники
Subscribe

Posts from This Journal “жд” Tag

  • 530. Паровоз Су206-77 (Бендеры)

    Паровоз С у206-77 установлен у вокзала железнодорожной станции Бендеры Приднестровской Молдавской Республики. Доступ свободный, можно трогать,…

  • 529. Маневровый тепловоз ТГМ23В48-2097 (Щёкино)

    Небольшой маневровый тепловоз типа ТГМ23 с двумя железнодорожными цистернами стоит у платформы станции Щёкино. Доступ свободный, можно трогать,…

  • Как бы вагон (Апшеронск)

    Необычный памятник встретился нам в центре города Апшеронск в Краснодарском крае Это мемориал посвящённый пятидесятилетию Апшеронской узкоколейной…

promo myauu november 2, 2016 22:37 13
Buy for 100 tokens
Вопрос: Зачем я это делаю? Мне нравится путешествовать. Мне интересно посмотреть на города изнутри, разные улицы и районы. Проехать по ним на машине или общественном транспорте. Для этого можно просто проложить маршрут на карте в надежде, что попадётся что-то интересное. А можно выбрать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments