Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - легкодоступное.
Дата съёмки - 23 июля 2017 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Локомотив поезда - паровоз Эм-725-18 стоял у здания вокзала с 2010 года, а в конце 2016 был перемещён на пути, чтобы возглавить эшелон.

03. Паровоз принадлежит серии Э - самой массовой серии русских/советских грузовых паровозов.
Первый Э был построен в 1909 году, а последний в 1957.
Паровозы неоднократно модернизировались.
Всего было выпущено около 11000 штук.

04. Эта машина серии Эм, выпущена в 1933 году на Брянском заводе.
Прошла войну, затем долго трудилась на железных дорогах страны.
Последнее депо - ТЧ-25 (Белёв), ныне закрытое.

05. Таблички на паровозе Эм-725-18 рассказывают об истории серии и об одном из сторудников депо Герое Социалистического Труда Ефимове Иване Ивановиче.
![]() | ![]() |
06. Детали паровоза.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
07. Будка паровоза открыта - в неё легко попасть по штатным лестницам.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
08. Паровой котёл изнутри топки.
В центре топочного пространства хорошо видны три кипятильные трубы.
Вода в них очень быстро закипала и, превращаясь в пар, поднималась вверх, затягивая за собой свежую порцию воды из нижней части котла.
Тем самым увеличивалясь циркуляция воды и котёл быстрее и равномернее прогревался.

09. Тендер паровоза с контрбудкой - типовой "нормальный" тендер Путиловского завода (5 тонн топлива и 23 тонны воды).
Причём его тележки более старого типа, чем, например, на Байконурском Эу-709-81.

10. Двухосная платформа с откидными бортами со 152-мм гаубицей Д-1 в качестве груза.
Платформа подарена "Новомосковской ГРЭС".

11. Санитарный вагон на базе Теплушки (Нормального Товарного Вагона).
С июля 1941 года в Белёве действовал эвакогоспиталь в который доставляли раненых на подобных вагонах.

12. Обычная Теплушка - вагон рассчитанный на перевозку 40 человек или 8 лошадей.
Такие вагоны массово строились с конца XIX века и составляли основую массу товарных вагонов Российской империи и Советского Союза.
Строились по типовому проекту, который предусматривал быструю конвертацию товарного вагона в "пассажирский" для перевозки войск, переселенцев и заключённых.

13. Редкий экспонат - Вагон-цистерна (Тип 6010), построенный в США в 1930-1940-х годах.
Был поставлен в СССР по Ленд-Лизу.
Вагон подарен ОХК "Щёкиноазот"

14. В конструкции привлекают внимание заклёпки необычной конической формы, а так же способ установки бочки цистерны на толстые доски.
Бочка расширялась и сжималась под действием температуры окружающей среды.
Поэтому она не приклёпывалась к раме, а была притянута специальными стальными лентами-хомутами.
Получившееся свободное крепление позволяло бочке перемещаться по доскам не деформируясь.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
15. Замыкает эшелон ещё одна платформа с гаубицей Д-1.

- Где находится:
- Wikimapia
- Точка на Yandex
- KMZ-файл
Координаты:
53°49'1.41"С
36° 7'15.71"В
- Источники:
- wikipedia;
- gudok.ru;
- trainpix.org;
- parovoz.com.
- Другие паровозы типа Э всех индексов:
- Эм-721-68 (Ростов-на-Дону, музей);
- Эм-725-18 на станции Белёв (этот);
- Эм-729-29 (Ростов-на-Дону, музей);
- Эр-739-99 (Ростов-на-Дону, музей);
- Эр-750-11 (Ростов-на-Дону, музей);
- Эр-762-78 (Ростов-на-Дону, музей);
- Эр-765-09 в депо Новомосковск;
- Эр-785-05 в бронепоезде в Черни;
- Эр-785-53 на станции Агрыз;
- Эр-787-57 в Кимовске;
- Эр-787-70 в Брянске;
- Эр-787-75 на детской ж/д в Новомосковске;
- Эу-701-40 в Екатеринбурге;
- Эу-709-81 на Байконуре ;
- Эу-709-84 (Ростов-на-Дону, музей).
Journal information