Интересно, что он него до моря по прямой всего 340 метров, но высота памятника над уровнем этого самого моря - 36 метров.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - уставшее.
Дата съёмки - 14 сентября 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Минный тральщик МТ-102.
Спущен на воду в 1944 г.
Учавствовал в тралении мин в портах Болгарии, Румынии, Новороссийске и Туапсе.
В восстановлении и реконструкции принимали участие группы 059 и 102.
03. Под группами, судя по всему, понимаются студенческие группы расположенного рядом Туапсинского гидрометеорологического техникума.
Год реконструкции не указан.
04. Оригинальный тактический или серийный номер корабля неизвестен и заменён (вероятно) на номер учебной группы реконструкторов.
Получилось обозначение МТ-102 (Минный тральщик 102).
Тральщиков типа Я-5 с таким номером не существовало.
Они все имели следующие буквенные индексы (к которым добавлялись номера): КЭМТЩ, РТЩ, Я, МК и КТ.
Иногда катера переименовывались и перенумеровывались, но катера с названием МТ-102 среди типа Я-5 никогда не существовало.
05. Катера со стальным корпусом типа Ярославец (Я-5) строились в 1942 - 1945 годах на заводе №345 (п/я №88, ныне Ярославский судостроительный завод).
Полное водоизмещение: 23.4 т., длина: 18.71 м., максимальная скорость: 10 узлов.
Первоначально они шли в двух вариантах - миномётные катера и тральщики.
Миномётные катера несли на рубке и корме пулемёты ДШК, а на носу пусковую установку М-8 с двадцатью четырьмя направляющими для 82-мм реактивных снарядов М-8.
Выпущено было 35 миномётных катеров Я-5.
В варианте Тральщика пулемёт ДШК ставили на носу, а на корме размещали крепление для контактного трала.
Тральщиков сделали 33 штуки.
В дальнейшем некоторые миномётные катера переделывались в тральщики и наоборот.
Несколько катеров типа Я-5 сохранились до наших дней.
Помимо этого, стоящего в Туапсе, такие катера есть в Таганроге (КЭМТЩ-772, набережная) и Киеве (МК-4, яхт-клуб у острова Водников, очень грустное состояние).
Ещё один должен быть в Новороссийске, но, кроме одной старой мутной фотки, размноженной миллионом репостеров, других упоминаний о нём нет.
Номер так же неизвестен, как и настоящий номер МТ-102.
Кто-нибудь видел такой катер в Новороссийске или знает куда он делся?
А может именно его перетащили в Туапсе и он уже перед нами? :)
06. Стандартным двигателем большинства катеров типа Я-5 был четырёхтактный рядный дизель М-17 мощностью 75 л.с.
Некоторые варианты получили другие моторы - бензиновый Chrysler (93 л.с.) или дизельный мотор мощностью 170 л.с.
Для запуска дизеля использовался специальный 20-сильный бензиновый "пускач" В-20, а на части катеров аккумуляторный электростартер.
07. Рубка машинного отделения с правой стороны.
08. Ходовая рубка и имитация пулемёта ДШК.
09. Носовая оконечность катера, носовые киповые планки, кнехт (один рог сломан), флагшток и якорные клюзы.
10. Якорно-швартовочный горизонтальный шпиль (брашпиль).
С его помощью поднимали и опускали якоря, а так же швартовались к берегу.
11. Единственное детально сохранившееся устройство на корабле.
12. Стоящий "на грунте" якорь Холла символизирует вечную стоянку боевого корабля.
13. Привальный брус на уровне главной палубы.
14. Киповая планка - устройство для направления швартовного троса, чтобы при швартовке он не цеплялся за бортовые ограждения (леера) и не тёрся о край борта.
15. Кормовая киповая планка с двумя роульсами (роликами).
Через неё выпускали тросы трала.
16. Для своего возраста в 70 с лишним лет и уличных условий хранения, катер МТ-102 сохранился очень хорошо.
- Где находится:
- Wikimapia
- Точка на Yandex
- KMZ-файл
Координаты:
44° 5'55.63"С
39° 4'1.19"В
- Источники:
- Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны;
- Малые боевые корабли и катера СССР;
- Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова. Катер типа Я-5. (PDF);
- Справочник по морской практике. Швартовное устройство.
- Другие катера:
- Торпедный катер пр.123К (Санкт-Петербург);
- Торпедный катер пр.123К (Калининград);
- Пограничный катер Аист (Чита);
- Минный тральщик МТ-102 (Туапсе) (этот).
Journal information