Танк входит в комплекс Мемориала Славы на площади Суворова на берегу Днестра.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - внешне хорошее.
Дата съёмки - 19 июня 2019 года.
01.

02. Это мой второй рассказ об этом памятнике.
В прошлый раз я его видел 1 мая 2012 года.
Сделал несколько кадров ещё не вполне осознавая зачем.

03. Этот танк, судя по внешним признакам, выпущен на заводе №183 в Нижнем Тагиле.
На описании памятника на викимапии есть информация о его боевом пути.
Автор мемориала — известный в Европе архитектор, австриец по происхождению, Гарри Файфермахер, родившийся в Тбилиси в 1942 году.
В то время его семья была эвакуирована в Грузию из оккупированной МССР.
После освобождения города Файфермахер вернулся в Тирасполь, где закончил художественное училище под руководством Александра Фойницкого.
По его замыслу, танк стал высотной доминантой и центром архитектурной композиции всего Мемориала Славы.
За время Великой Отечественной войны этот Т-34 прошёл через Украину, Молдавию, Болгарию и дошёл до Венгрии.
На территории Венгрии был подбит возле озера Балатон.
Весь экипаж, расстреляв боеприпасы, погиб.
В апреле 1945 года командованием 7-го механизированного корпуса танк был прислан в Тирасполь.
Под ним хранится капсула с землей, привезенной из города Волгограда, с Мамаева Кургана.
UPD(март 2021): Камрад

Повествование ведётся от имени Василия Антоновича Сергеева, отца одного из погибших в этой машине танкистов - Бориса Сергеева.
У озера Балатон, где фашисты сконцентрировали отборные части, велись тяжелые, кровопролитные бои.
Около венгерской деревушки наши танкисты попали в окружение. Положение было критическим: корпус располагал каким-то десятком танков. Борис Сергеев получил приказ прорвать окружение и выйти на соединение со спешащим на помощь корпусом. Он первым ринулся на мост. Со всех сторон летели бомбы и снаряды. Мост не выдержал, и стальная громадина рухнула в воду. Фашисты решили, что экипаж станет их легкой добычей. Но погруженный в воду танк превратился в крепость. Схватка продолжалась несколько часов. М ного врагов положили мужественные танкисты. И погибли, сражаясь до последнего патрона.
«В эти роковые часы, — пишет Василий Антонович автору этой книги, — я находился недалеко от трагического места, где погибал мой сын. Я ничего не знал, но сердце чувствовало эту страшную беду. Еще перед выходом Бориса на прорыв я не находил себе места от страшного предчувствия.
Когда мне доложили о гибели сына, я поехал к месту трагедии. Там увидел пять трупов и среди них труп Бориса. Мое сердце готово было разорваться от боли. Подняв танк Бориса своим танком, я взял его тело в свою машину и несколько суток возил с собой.
А бой кипел. Мы находились в огненном котле, враг неистовствовал. Сколько надо было иметь человеческих сил, чтобы перенести все это, совмещая в своем сердце чувства отца и командира в тяжелой боевой обстановке... Это невозможно описать.
Борис был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Через неделю был убит майор Гапоненко. Выйдя из боя, я не хотел оставлять сына на чужой земле и решил похоронить обоих в братской могиле в Тирасполе, где было уже захоронено 13 офицеров нашего корпуса. Я отправил два гроба с двумя Борисами в Тирасполь и испросил разрешение высшего командования списать танк Т-34 № 2944, командиром которого был мой сын, и установить его на братской могиле. Мне разрешили».
04. Литьевой номер башни 2449.
Бортовой номер танка 125.
На башне лозунг "За Родину!"
05. На носовой балке виден серийный номер.
Кто-то уже отковырял слои краски, но номер по прежнему плохо различим.
Я смог разобрать только 2___4861_ и квадратный штамп с неразборчивым рисунком.
Следующие фото кликабельны, если вы хотите самостоятельно попытаться разобрать номер.
06. Крыша МТО зашита металлическими листами.
07. Сюрприз нас ждёт на крыше башни - она полностью не родная.
Сложно сказать, куда делся верхний бронелист.
Возможно, это как раз следствие боевых повреждений (внутренний взрыв) или крышу вырезали для ремонта другого танка.
В любом случае люди, устанавливавшие боевую машину в качестве памятника, позаботились о том, чтобы это не бросалось в глаза зрителям.
Установлены имитации командирской башенки, оптики и (половинка) башенного люка.
08. В передней части привлекает внимание "пулемёт" (он есть) и фара в интересной проволочной защите "от детей".
Люк механика-водителя приоткрыт, но нормально сфотографировать внутренности мне не удалось.
09. Внешние топливные баки с пробкой под ключ.
Интересно, от чего они.
10. Опорный каток с внутренней амортизацией.
Достаточно редкая штука на Т-34-85.
Выпущен на Сталинградском тракторном заводе не ранее весны 1942 года.
С левой стороны таких катков пять, а с правой - три.
Странный набор для танка сделанного, минимум, на пару лет позже.
11. Остальные два катка - литые с наружной резиновой амортизацией с перфорацией.
Судя по литью - это 1945 год.
Про катки и траки Т-34 у меня была отдельная история.
12. Ведущее колесо с гребневым зацеплением.
Здесь мне очень понравились гайки.
13. Слева от танка часовня и Днестр.
Перед ним Мемориал Славы с именами погибших в Великой Отечественной и в конфликте 1992 года.
Справа - администрация.
Позади - площадь Суворова.
- Где находится:
- Wikimapia
- Точка на Яндекс
- KMZ-файл
Координаты:
46°50'7.81"С
29°36'31.85"В
- Другие Т-34:
- Танк Т-34: Каменск-Шахтинский, Карачев, Краснодар, Кубинка, Хвастовичи;
- Танк Т-34-85: Белгород, Болхов, Брянск, Воронеж, Иркутск, Калининград, Кубинка, Людиново, Минск (Курган Славы), Михайлов, Мценск, Наро-Фоминск, Орёл, Первый воин, Ростов-на-Дону, Смоленск, Советск (1), Советск (2), Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Филоново (М4, 725 км.), Чернь (башня), Чита (1, 2), Ярцево.
Journal information