Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние экспоната - повидавшее жизнь.
Дата съёмки - 18 октября 2020 года.
Автор фото: Наталья Мельник.
Версия рассказа на Яндекс.Дзен.
01.

02. Судя по шильдику на капоте, трактор выпущен в Харькове.

03. Потёки масла и общее состояние позволяют предположить, что машина ещё жива, но это не точно.

04. Т-74 — советский гусеничный трактор тягового класса 3 т, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом.
Создан путём модернизации тракторов ДТ-54, Т-75.
Трактор предназначен для выполнения сельскохозяйственных, транспортных работ в регионах с умеренным климатом.
Выпускался с апреля 1962 г. по 24 ноября 1983 г.
Количество выпущенных тракторов 880 792 шт.
Выпускался также Алтайским тракторным заводом.

05. Двигатель СМД-14А — четырёхцилиндровый, дизельный, рядный с вихревой камерой сгорания.

06. Мощность двигателя 75 л.с.

07. Подвеска балансирная.
Четыре опорных катка (в двух тележках) и два поддерживающих.
Ведущее колесо (звёздочка) заднего расположения.
Направляющее, соответственно, переднего.

08. Особо важные служебные надписи отлиты прямо в металле.

09. С левой стороны сдвижная дверь кабины заварена.

10. А с правой - полностью открыта.
В этот трактор совершенно легально можно залезть.

11. Сиденья, конечно, видали и лучшие времена, но сохранившиеся на них чехлы явно помнят не одну посевную или уборочную страду.

12. Лобовых стёкол нет.

13. Рычаги в полу для управления шестискоростной коробкой передач и валом отбора мощности.
Основными рабочими передачами считались вторая, третья и четвёртая.
Первая была нужна для особо труднопроходимых мест или крутых подъёмов, а пятая с шестой для движения по дорогам.

14. Тракторист сидел справа и управлял трактором при помощи рычагов и педалей.
Управление оборотами двигателя выполнялось специальным рычагом на передней панели (ручка утрачена, но сам рычаг сохранился).
Для поворота использовались вертикальные рычаги включавшие и выключавшие передачу мощности на левую и правую гусеницы.

15. Для уменьшения радиуса разворота использовались две педали тормоза.
Каждая тормозила соответствующую гусеницу.
Третья педаль - сцепление.

16. Приборная панель сохранилась частично.
Один "будильник" утрачен (что там было?), а три сохранились.
Два правых измеряют давление масла (почему два?), а левый - температуру охлаждающей жидкости двигателя.
Под приборной панелью щель для патрубка воздуховода отопителя (утрачен).

17. На верхней части приборной панели Заводская табличка.
СССР. ХТЗ. Харьковский тракторный завод. Т-74.
Заводской номер 742048, год производства 197? (неразборчиво, но есть подозрение, что 1974).

18. Вот такой немного грустный аттракцион получился из старого трактора.

- Где находится:
- Wikimapia
- Точка на Yandex
- KMZ-файл
Координаты:
56°30'50.78"С
84°45'22.21"В
- Источники:
- wikipedia;
- vk.com: Сельский парк "Околица".
- Другие тракторы:
- Д-804М (Брянск);
- ДТ-20 (Тула);
- ДТ-54 (Красный холм);
- ДТ-75 (Михайлов);
- Локомобиль Ruston, Proctor & Co (Druva);
- МТЗ-2 (Минск);
- Сталинец-65 С-65 (Брянск);
- Сталинец-100 С-100 (Namiki, LT);
- СХТЗ 15/30 (Глинищево);
- Т-74 (Дедилово, Зоркальцево);
- Т-150 (живой в Туле);
- Универсал-2 (Белгород, Рыбное);
- TERRION ATM 3180 (Ростов-на-Дону).
Journal information