Они прицеплены к тепловозу ТГМ23В48-2097 о котором я рассказывал ранее.
Состояние экспонатов - нормальное.
Дата съёмки - 12 июня 2020 года.
01.

02. На табличке эти цистерны обозначены как Вагон-цистерна (постройки 1945-1948 годов).
Так же, отмечено, что эти вагоны использовались в производственном цикле химического предприятия Щёкиноазот.

03. Я не очень хорошо разбираюсь в вагонах-цистернах (никак), поэтому попробовал загуглить ключевые слова и пробежался по найденным статьям и картинкам.

04. На нескольких форумах обнаружилась одна и та же история десятилетней давности с созданием масштабной модели такой цистерны.

Для меня самым полезным в этой истории оказался чертёж с деталями и названиями.
Внешне очень похоже.
Заодно приведены и все основные размеры и характеристики.

05. Из теории мы знаем, что цистерна состоит из котла (сама ёмкость), рамы (платформы) со автосцепным и тормозным оборудованием, хомутов, соединяющих котёл и раму, а так же тележек с осями.

06. Хорошо видно, что полностью сварной котёл уложен на частично сварной, частично клёпанной раме с использованием деревянных проставок и притянут хомутами.
Хомуты нужны, чтобы исключить жёсткую связь между котлом и рамой, поскольку котёл может изменять свой размер из-за теплового расширения или при изменении внутреннего давления.
Поэтому, для снижения разрушающих напряжений в местах соединений элементов вагона-цистерны применяется схема с подвижным котлом и хомутами.

07. Ещё один элемент конструкции - лестница к верхнему люку.
Через верхний люк происходит заполнение цистерны, а так же её очистка и обслуживание.

08. Из нескольких точек котла выходят трубы с вентилями.
Через них происходит забор содержимого цистерны или её заполнение .
Часть труб расположены вдоль вагона.

09. А часть - поперёк.

10. Через продольные трубы можно соединять вагоны, чтобы выкачивать содержимое нескольких цистерн с использованием закона сообщающихся сосудов без необходимости перемещения каждой цистерны к потребителю, складывая таким образом общую ёмкость.
К поперечным патрубкам подсоединяют самого потребителя, либо сливают остатки содержимого котла.

11. Тормозное оборудование.

12. Ось, рессора, букса, тормоза.
Хорошо видно, что ось с колёсами подвешены на рессоре, а уже рессора подвешена на раме.

Если вдруг кто знает толковый справочник подвижного состава СССР, то не сочтите за труд и подскажите название.
У меня ещё много интересных и необычных вагонов в неопубликованном фотоархиве, поэтому хочу получше подковаться перед рассказами о них :)
- Где находится:
- Wikimapia
- Точка на Yandex
- KMZ-файл
Координаты:
54° 0'37.47"С
37°30'5.63"В
- Источники:
- wikipedia;
- scaletrainsclub.ru.
- Другие цистерны:
- Цистерна двухосная типа Русских казённых железных дорог (Ростов-на-Дону);
- Цистерна двухосная ёмкостью 25 кубометров, постройки 1945-1948 годов (Щёкино);
- Цистерна четырёхосная типа 6010 (Белёв).
Journal information