Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Дата съёмки - 19 декабря 2014 года.
Рядом расположена пушка ЗИС-3. А в 600 метрах на север самолёт МИГ-17.
Памятник - уникальный. Ключевые признаки указывают на то, что это опытный несерийный образец известный, как Объект 139.
Всего их было произведено три штуки. Один утрачен, один разрушен, один на постаменте.
Версия рассказа на моём канале Дзен.
01.

02. При изучении истории появления этого памятника я нашёл статью в местной газете "Наш город" (в 2020-м сайт уже не работает).
В статье яркими красками расписано, как командир Гвардейской Краснознамённой дивизии
Ракетных войск стратегического назначения генерал-майор Каравайцев В.Г. увековечил память о Великой Отечественной Войне путём установки танка и пушки перед ДК.

03. Легенды говорят, что два танка были получены в Кантемировской дивизии в обмен на двигатель от тягача "МАЗ-555".
Один танк был сильно поврежден на полигоне, а состояние второго оказалось удовлетворительным.
После демилитаризации (изъятие двигателя, заваривание затвора и планетарной передачи) танк был установлен на постамент.
На табличке: "Вечная память защитникам отечества" 1996 г.

04. На первый взгляд это обычный Т-54. Виден характерный просвет между первым и вторым опорными катками.

05. Но опорные катки новой, более лёгкой конструкции, чем на Т-34/Т-44 и ранних Т-54.

06. Ведущие катки с цевочным зацеплением, тоже отличаются от ранних Т-54.

07. Использованные на Объекте 139 элементы подвески применялись в серийном танке Т-55.

08. Один из главных признаков того, что перед нами экспериментальный Т-54М это его главное оружие - нарезная 100-мм пушка Д-54 (2А24, У-8ТС)

09. Орудие имеет характерное строение ствола и дульного тормоза.
И является несерийным. Что опять свидетельствует в пользу того, что перед нами уникальный Объект 139.

10.
Характеристики Т-54М (Объект 139) | |
---|---|
Год создания | 1954 |
Разработчик | КБ з-да №183 |
Изготовитель | з-д №183 |
Производство | опытный образец |
Боевая масса, т | 36 |
Длина, мм: | |
– с пушкой вперед ок. | 9400 |
– корпуса | 6040 |
Ширина, мм | 3270 |
Высота по крышу башни, мм | 2400 |
Клиренс, мм | 425 |
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 | 0,81 |
Преодолеваемые препятствия: | |
– подъем, град | 30 |
– брод, м | 1,4 |
Тип двигателя дизель | В-54-6 |
Максимальная мощность, л.с. | 520(580) |
Запас топлива, л | 695+285 |
Максимальная скорость, км/ч | 50 |
Запас хода, км | 400 |
Бронирование, мм: | |
– лоб корпуса | 100 |
– лоб башни | 200 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение (число х калибр, мм и тип) | |
- одно орудие (боекомплект, шт.) | 100 мм Д-54Т (50) |
- один пулемет (боекомплект,шт.) | 14,5 мм КПВТ (200) |
- два пулемета (боекомплект, шт.) | 7,62 мм СГМТ (3500) |
Дополнительное оборудование | |
Прицел - TШ-2 Ночной прицел - ТПН-1 Радиостанция - 10-РТ-26 Ср-ва постановки дымзавес - БДШ |

11. Вариант глубокой модернизации среднего танка Т-54. Были установлены облегченные опорные катки, введены новые ведущие колеса и новая мощная пушка, а также установлен ночной прибор механика-водителя ТВН-1 и ночной прицел. Введение всех новых систем вооружения должно было значительно повысить боевые возможности танка Т-54М (объект 139) в сравнении с танками Т-54. Трудности с доводкой танка до серийного производства и поставки в войска были связаны с отработкой пушки Д-54Т и ее боеприпасов. Все танки различных КБ где устанавливали это орудие остались опытными машинами, это относиться к объектам:140, 165, 430. Элементы ходовой части танка Т-54М, прицелы и приборы ночного видения впоследствии были использованы на серийном танке Т-55. В 70-е годы обозначение Т-54М было использовано при модернизации существующих танков Т-54.
(А.В. Карпенко. На пути ко второму поколению советских послевоенных танков)

12. Из трёх построенных танков - один стоит на постаменте (этот), парный к нему был уничтожен, а следы третьего утрачены.
В "Центральном музее бронетанкового вооружения и техники" в Кубинке и парке "Патриот" такого образца нет.

- Где находится:
- Wikimapia
- Точка на Yandex
- KMZ-файл
Координаты:
54° 2'16.34"С
35°45'58.85"В
- Источники:
- wikipedia;
- А.В. Карпенко. На пути ко второму поколению советских послевоенных танков (pdf).
- Другие послевоенные танки:
- ИС-3: Белгород (2 штуки), Краснодар, Кубинка, Ленино, Минск, Наро-Фоминск, Тольятти, Тула (2014, 2017), Чита;
- ИС-4: Чита;
- Т-10: Минск (Т-10М);
- Т-54: Козельск (Объект-139) (в 2014 и 2017 годах);
- Т-55: Кимовск, Кубинка, Луховицы, Брянск, Тула (Т-55А);
- Т-62: Брянск, Иркутск, Норильск (Т-62М);
- Т-72: Буйничи, Глубокое, Тобольск (Т-72А);
- Т-80: Брянск (Т-80У), Буйничи (Т-80БВ), Кубинка (Объект-292), Суворов, Тула (Т-80Б).
UPD: Солнечные весенние снимки Объекта 139 в 2017 году - здесь
Journal information